Как ведут бухучет ИП?

18.03.2016

Самым верным показателем эффективности работы любого индивидуального или крупного предприятия является бухучет. Так, при помощи цифр дохода и расхода можно определить состояние бизнеса в настоящее время.

Только бухучетом выявляются не только плюсы, но и допущенные промахи и ошибки при проведении операций, что помогает предупредить банкротство на начальном этапе.

Что включает в себя?

Ведение всех учетных документов, планирование деятельности, отчетность перед государственными структурами и ряд других тонкостей. В целом выделяют три направления ведения учета:

  • налоговый;
  • управленческий;
  • общий.

После открытия предприятия предприниматели считают, что приоритет следует отдать первому пункту, который предусматривает сдачу отчетности и отчислению платежей. Однако два следующих направления позволяют не только проанализировать деятельность, но и повысить эффективность работы.

Как вести бухгалтерский учет при разных формах налогообложения?

В зависимости от собственных доходов индивидуальный предприниматель выбирает форму налогового обложения, наиболее подходящую для него, ориентируясь по таким показателям, как доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если частным предпринимательским лицом выбираются доходы, то выбирается ставка 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов — то 15%. Но для каждого региона или республики местные законы могут варьировать этот процент от 5 до 15%.

Упрощенная система налогообложения (УСН) имеет ряд преимуществ. К таковым может относиться исключение налога на имущество, прибыль, НДФЛ, НИФЛ. Подробнее об этом прочитайте в статье 26.2 Налогового кодекса РФ.

Как ведут учет ИП по УСН? На самом деле, вести учет по УСН несложно, даже можно это делать самостоятельно, если изучить все основы налогового режима. Главное — учитывать доходную часть (деньги), товары, услуги, проведение работ.

Если выбирается прибыль, уменьшенная на расходы — например, закупку техники, оплату труда штатным сотрудникам, страховку имущества, ремонт и на нематериальные активы ряд других направлений (полный перечень можно посмотреть в статье 346.16 НК РФ) — при таких расчетах рекомендуется распечатать расходные и доходные списки согласно 346.15-246.17. Подробнее о том, как рассчитать налоги, смотрите в другой нашей публикации.

Когда заканчивается налоговый период, то подается отчет в виде декларации в Пенсионный фонд и налоговую.

Помимо всех материальных и нематериальных активов, подаются сведения и о физических показателях (площади помещения, стоянки, количество сотрудников и др.).

Если есть работники по найму, то подаются раз в три месяца сведения о них и о наличии их страховки, и оплата страховых взносов.

В другом порядке могут подаваться документы, если владельцу необходимо закрыть индивидуальное предприятие.

Формы учета

ЕНВД не считается сложным процессом. Тут важно правильно понимать его принципы и в течение всего года вести все показатели деятельности ИП. Главный плюс – отсутствие уплаты других форм налогообложения, НДФЛ, НИФЛ и НДС.

  1. Патентная форма (ПСН) применяется только некоторыми ИП. Для таких предприятий важны уплата ЕНВД, наличие патента на каждый вид деятельности, оплата страховых взносов во внебюджетные организации. Плюсом является отсутствие обязанности подачи ежегодной декларации доходов и расходов. Патент действует по закону РФ 30 — 365 дней.
  2. Общая система (ОСН). Наиболее сложное направление учета. Предполагает расчет и уплату НДС, НДФЛ, прибыльного налога и на материальное имущество. Предполагает ведение книги прибыли и расходов.
  3. Управленческий учет – направление позволяющее планировать расходы на последующее содержание и развитие компании.

Последние два направления сложны, поэтому рекомендуется нанимать бухгалтера или внешнюю бухгалтерскую компанию для осуществления данного вида деятельности.